Г.К.К.П.»Детский сад «Айголек».
Конспект занятия в старшей группе
«Птицы нашего края»
Иванченко Н.Н.
2016 год.
Образовательные области: Познание, социум.
Раздел: Экология
Программное содержание: расширить и уточнить знание детей о
сезонных изменениях в природе. Закрепить знания детей о зимующих и перелетных
птицах нашего края. Развивать связную речь, внимание, умение отвечать на поставленные
вопросы. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа: заучивание стихов, наблюдение на
прогулке, рассматривание иллюстраций.
Билингвальный компонент: қарға- ворона
Торғай- воробей
Токылдак- дятел
Аққу- лебедь
қарлығаш -
ласточка
Психогимнастика
.А сейчас мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Теперь у
всех хорошее настроение, и у нас все получится ( дети садятся на стульчики).
Приступаем к занятию. Вы готовы?
Дети: Каждый день – всегда, везде.
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим
Беседа о зиме и птицах.
- Какое
сейчас время года? По каким приметам мы это узнаем (идет снег, дует холодный
ветер, птицы улетели на юг и т.д.)
- Ребята,
как называют птиц, которые улетели в теплые края?(перелетные) А сейчас
послушайте, пожалуйста, загадки и постарайтесь узнать о какой птице идет речь и
показать эту птицу.
1.Черный,
проворный, кричит «крак».червякам враг?(Грач)
2.На шесте
дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец)
3.Прилетает
к нам с теплом, путь проделав длинный. Лепит домик под окном из песка и
глины?(ласточка)
4. Бродит по
болотам грязным, ловит в них лягушек. Бестолковых попрыгушек (журавль)
5.Это старый
наш знакомый. Он живет на крыше дома. Он летает на охоту за лягушками в
болото.( аист)
( дети
находят картинку с изображением названной птицы)
Игра: продолжи предложение, найди
причину.
- Первыми
осенью улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что…(насекомые
прячутся и птицам нечем питаться)
- Все люди
любят слушать пение птиц, потому что …(они красиво поют)
- Кукушка не
высиживает птенцов, потому что…(она не вьет гнезд)
- Люди
должны заботиться о птицах, потому что…..( рассуждения детей)
- Осенью
птицы на юг…( улетают)
- А
весной…(прилетают)
Игра: Выпустим птицу.
Представьте,
что птица сидит в клетке, а вы хотите ее выпустить. Надо прижать ладони к столу,
поочередно поднимать пальцы, «выпускать птицу», произнося слова: »Я из клетки
выпускаю…(скворца, соловья, ласточку ,журавля, аиста.)»
Физминутка «Птицы»
Голубь
летает, бабочка порхает. Орел в небе парит. Цапля на одной ноге стоит, она
устала, отдыхает, ножку иногда меняет.( движения выполняются согласно тексту)
- Ребята, а
разве все птицы улетают в теплые края? Какие птицы остаются с нами?
Дети читают
стихотворение.
Мы кормушку
смастерили
Мы столовую
открыли
В гости в
первый день недели к нам синицы прилетели
А во вторник
посмотри, прилетели снегири
Три вороны
были в среду
Мы не ждали
их к обеду
А в четверг
со всех сторон – стая жадных воробьев
В пятницу в
столовой нашей, голубь лакомился кашей
А в субботу
на пирог прилетело семь сорок
А в
воскресенье было общее веселье
- Как одним
словом называют птиц, которые не улетают в теплые края?
-Правильно,
зимующие.
- Как и для
чего люди должны заботиться о птицах?
Игра-фантазия: Что будет, если исчезнут все птицы.
(рассуждения
детей)
Стихотворение.
У нас такой
обычай-
Чуть выпадет
снежок-
Дощатый
домик птичий повесить на сучок
Ни зерен, ни
травинок-
Мороз трещит
в лесах
Иголки
тонких льдинок белеют на кустах.
Но здесь в
саду за домом
Среди седых
ветвей
Готов обед
веселый для птичек у детей
-А сейчас
дети расскажут о том , как мы заботимся о перелетных птицах.
Через море,
через горы
Стайкой
птицы к нам летят
Мы для них
построим город
Птичий
город- Птицеград
Скворушки,
прилетайте
Себе домики
выбирайте
На дереве
высоком
С крылечком
широким
Игра на внимание:» Не ошибись»
- Я называю
птиц, если птица перелетная- машете руками, зимующая- приседаете.
Игра : «Найди лишнюю птицу»
1 ряд
:воробей, ласточка, синица, голубь.
2 ряд: аист,
грач, ворона, журавль
3 ряд:
дятел, сорока, филин.
Музыкальная игра: «Зимующие и
перелетные птицы»
Дети делятся
на две команды. 1-я команда-перелетные птицы, 2-я – зимующие. Дети образуют два
круга, взявшись за руки, идут под песню:
Утки, гуси,
журавли, жаворонки, кулики.
Из-за моря
прилетали, а их дома поджидали
Вороны-караконы,
сороки- белобоки,
Воробьи,
синицы- зимующие птицы.
На вторую
часть музыки дети- «птицы» «летают» по залу в свободном направлении, на
окончании музыки дети встают в два круга. Побеждает команда, быстрее
построившаяся
-А сейчас мы
оденемся, выйдем на улицу, повесим новые кормушки, которые сделали ваши папы ,
покормим птиц и закрепим название птиц
на казахском языке.