Игра-путешествие: «Как жили наши предки»
Аппликация «Түс киіз»
Цель: Формирование представления детей о прошлой жизни казахского народа.
Задачи:
Познакомить с предметами быта казахов; Юрта, ее убранство; На конкретных примерах показать, как постоянно менялся образ жизни народа;
- Вызвать интерес к получению знаний об истории своей Республики;
- Учить называть предметы быта на казахском языке;
-Развивать умение применять полученные знания в игровой деятельности;
-Воспитывать любовь к своей Родине через пословицы, художественное слово.
Оборудование: карта Республики Казахстан, макет Джайлау, картины с домашними животными: овцы, лошади, верблюды; иллюстрации юрты, предметов быта: текеметы, түс киіз, қоржын, торсық.
Словарная работа: Жайлау, ат, түйе, бота, қой.
Ход занятия:
Психогимнастика
Солнце ласково смеется,
В круг зовет своих друзей!
Мы друг другу улыбнемся,
Станем мы еще добрей!
Дружно все идем по кругу,
И надеемся на друга.
Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть свой любимый родной край. Как называется ваш край? Это Республика, в которой вы живете? – Казахстан! Сегодня на занятии вы узнаете о жизни казахского народа в прошлом.
- С давних времен войны казахского народа, благодаря своему мужеству и смелости, берегли и защищали свою землю от нашествия войск джунгаров. Своими подвигами они прославляли свою родину. А вы любите свою родину? Какие пословицы о родине вы знаете? Как вы их понимаете?
- Родина – мать – умей за нее постоять!
- Человек без родины, что соловей без сада.
- От родины веет теплом а от чужбины холодом.
Воспитатель показывает карту Республики Казахстан.
- Республика Казахстан среди других республик СНГ занимает одно из первых мест по величине территории. Столицей нашей республики является город Нур-Султан. Президент нашего Казахстана К.Ж.Токаев.
-Издавна, занимаясь животноводством, казахский народ вел кочевой образ жизни (показ картин домашних животных). Благодаря разведению овец, люди получали питание и одежду в зимние бураны, чабанов и табунщиков, пастухов спасали тулупы, сшитые из овечьих шкур.
Из овечьей шерсти изготавливали кошму, ковры, войлок
Особое отношение у казахов было к лошадям. Лошади – неприхотливые животные. Зимой и летом они сами добывают корм. Они питаются разными растениями, поэтому мясо и молоко лошади полезно для здоровья человека.
Как называют напиток кобылиц? – Кумыс.
Верблюдов использовали для перевозки грузов. Из их молока готовили напиток – шубат, он полезнее кумыса.
Коров стали разводить позднее, когда казахи стали вести оседлый образ жизни. Для них с осени в места зимовки возили сено. В зимние месяцы крупный рогатый скот должен находится крытых помещениях.
Воспитатель: «Обратить внимание на макет «Джайлау».
- Кого вы здесь видите? Что они делают?
- Предложить детям вспомнить и рассказать стихотворение Н. Жанаева «На жайлау»
На, жайлау, на жайлау Мчаться к речке босиком,
С головой укроют травы. Соревнуюсь с ветерком,
На жайлау каждый рад И на камушках валятся
Покормить из рук ягнят Загорать и закалятся.
В наш зеленый дивный край –
На Жайлау приезжай!
Показать иллюстрации с юртой
При постоянных перекочевках с одного мета на другое, юрта была самым удобным сборным жилищем.
- Расскажите, как выглядит юрта, из чего она состоит?
- Что находится у нее внутри? Почему она круглой формы?
-Остов юрты состоит из перекрещенных решеток, покрытых войлоком – кереге, состоит из нескольких секций.
Шанырак – вершина юрты, кроме того, он - выполняет роль окошка и часов.
Бас кур – наиболее яркая узорная лента, служит для скрепления всего остова юрты, охватывающая его по кругу.
В дверной проем устанавливаются двух створчатые двери.
Когда двери закрываются, сверху отпускается кашма.
На середине юрты устанавливался треножник для котла.
Все, войлочный изделия из шерсти теплые, мягкие и удобные.
Тускиизы развешивали на кереге, что украшало и утепляло юрту.
Юрта спасала людей от знойной жары, от стужи и холода, от сырости, бурана и ветра.
-В ней светло и уютно, всегда свежий воздух.
Воспитель: «Сейчас мы с вами выполним задание (самостоятельная работа детей, украшают тускииз из цветной бумаги)
Итог занятия: О чем вы сегодня узнали? Какое жилище было у казахов, когда они кочевой образ жизни? Что вам понравилось? Что вы запомнили?