Цель:
- привить интерес к людям разных национальностей, их культуре;
- обогащать культурный опыт дошкольников посредством слушания национальной музыки, знакомства с народными инструментами других народов, танцев, игр разных народов;
- воспитывать патриотические чувства к Родине, дружелюбие, уважение к традициям, культуре разных народов.
На занятии использую мультимедийное оборудование для показа презентации и интерактивную доску, для знакомства с инструментами других народов и слушания их звучания.
Предварительная работа:
1.Разучивание стихотворений о Родине.
2. Разучивание песен о Родине.
3.Разучивание танца.
Образовательные области:
«Творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социум».
Раздел:
«Музыка», «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим».
Билингвальный компонент:
Родина – Отан.
Оборудование:
Музыкальный инструмент: фортепиано, балалайка; музыкальный центр, CD-диски; интерактивная доска, мультимедийное оборудование; национальные костюмы: Украины, России; глобус; макет воздушного шара.
Этапы деятельности.
I.Мотивационно – побудительный этап
1. «Музыкальное приветствие» слова Е. Кошкаровой.
1 куплет:
Проходите, проходите, все малыши. Приглашение детей в зал
Хорошо, что вы пришли!
¾ Ну, здравствуйте, ребята!
¾ Здрав-ствуй-те!
¾ Как ваше настроенье?
¾ Очень хорошо!
¾ Пора нам заниматься.
¾ Да-да-да!
¾ Мы будем все стараться
¾ Так же, как всегда.
¾ Будем танцевать
И песни распевать.
Прошу, ребята , Вас
За мною повторять.
II.Организационно – поисковый этап.
Музыкальный руководитель:
Мы с вами живем в большой и прекрасной стране. Скажите, ребята, а как называется наша страна? (Казахстан)
(Далее следует показ слайдов: пейзажи, природа)
И красива и богата,
Наша Родина, ребята.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Давайте споем песню о Родине.
Исполняют песню: «Про нашу любимую Родину»
Музыкальный руководитель показывает детям глобус.
- Ребята, кто из вас знает, что это такое?
- Правильно, это глобус - модель планеты Земля, на которой живем мы с вами и еще много других людей, разных национальностей, разного цвета кожи. Сегодня я приглашаю вас в путешествие на воздушном шаре по нашей планете. Мы побываем в гостях в разных странах. Их очень много на нашей планете, но сегодня мы побываем лишь в некоторых. Итак, отправляемся.
Музыкальный руководитель:
-Ребята, а вы знаете, почему наш шар не летит?
- (ответы детей.) Нет ветра.
- Давайте поможем нашему воздушному шару подняться повыше, подуем сильно. (дети начинают дуть. Звучит музыка.)
Дыхательная гимнастика
Звучит музыка полета.
Музыкальный руководитель предлагает детям рассмотреть, что они видят: природу, города, дома, людей и т.д.(продолжается показ слайдов)
Музыкальный руководитель:
Внимание, посадка. Куда же мы попали?
Выходит мальчик украинец.
Украинец: Здоровэнькибулы, шановнидрузи!
У нас в Украине зима
В наш край тоже пришла она.
На лугах и там и тут маки красные цветут!
Украинские ребята и танцуют, и поют.
Музыкальный руководитель: А еще в Украине очень любят играть
Музыкальный руководитель:
Спасибо, Вам. Нам было очень интересно и весело, до свидания! Но нам пора отправляться в другую страну
Дети рассаживаются на места.
Музыкальный руководитель:
- Взлетаем.
Звучит музыка, летим.
Звучит русская народная музыка.
Музыкальный руководитель:
Снижаемся. Куда же мы теперь прилетели?
В зал входит подготовленная девочка – россиянка в национальном костюме.
Девочка:
Здравствуйте ребята! Меня зовут Ксюша
Музыкальный руководитель: Ксюша, куда это мы попали?
Ксюша: Вы прилетели в мою страну – Россию. Это прекрасная страна.
Небо синее в России, реки синие в России,
Васильки и незабудки не растут нигде красивей.
Есть и клены, и дубы, а какие там грибы,
И еще пекут в печи вот такие калачи.
Ксюша: Я хочу вам рассказать о нашем народном музыкальном инструменте. Называется он – балалайка. Посмотрите – это балалайка. Давайте вместе произнесём это слово. Давайте рассмотрим балалайку. Как вы думаете, из чего делают балалайку? Верно, балалайку делают из дерева. На что похожа балалайка – на круг, на треугольник, на квадрат? Да балалайка похожа на треугольник. А сейчас сосчитаем сколько струн на балалайке. Правильно 3.
Ребята, как же называется наш инструмент?
А теперь я предлагаю потанцевать наш народный танец «С балалайками» Наши дети очень его любят.
Танец: «С балалайками»
Музыкальный руководитель:
Спасибо и тебе, Ксюша, до свидание!
Ребята, много еще разных стран, интересных мест на земле, можно долго путешествовать по нашей планете, но пора нам возвращаться. Занимайте места.
Дети рассаживаются на места.
Музыкальный руководитель:
- Взлетаем.
Звучит музыка, летим.
Звучит казахская народная музыка.
Музыкальный руководитель: Узнаете, ребята? Какая музыка звучит? А какие казахские народные инструменты вы знаете? И сейчас мы их услышали. Вот и вернулись мы на Родину. Ребята, а как на казахском языке будет Родина? Билингвальный компонент: Родина – Отан.
стихи
Полина:Казахстан – наш дружный дом.
Большой семьей живем мы в нем!
Ева: Для всех друзей из разных стран –
Гостеприимен Казахстан!
Музыкальный руководитель: Казахстан наш всегда славилась добротой, гостеприимством. Поэтому всегда к нам ехали гости из разных стран. И всех мы встречали радостно, тепло, с добром.
Максим:
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли.
Все исполняют песню «Приезжайте в гости к нам»
III. Рефлексивно – корригирующий этап
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте вспомним, в каких же странах мы сегодня побывали?
- Что интересного узнали об этих странах?
- С какими новыми музыкальными инструментами познакомились?
Да, много еще на нашей земле разных стран, много интересного. Наше сегодняшнее путешествие закончилось, но обещаю вам, оно было не последним. Подумайте, посоветуйтесь с родителями и на следующем занятии, расскажете мне, в каких странах вам хотелось бы еще побывать. И мы обязательно там побываем. А сейчас, до скорых встреч!
Под музыку дети уходят из зала.