Конспект занятия по образовательным областям « Коммуникация» , «Познание» , « Творчество»
Тема: «Зима».
Цель:
Обобщить представления детей о зиме: назвать приметы зимы, знание зимних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы зимой.
Задачи:
1. Расширение лексического запаса по теме “Зима”, стимулирование мыслительной и речевой активности детей .
2. Развитие умения подбирать действия и признаки, развитие связной речи, общей моторики, артикуляционной моторики и мимических движения лица, словесно-логического мышления.
3. Воспитание бережного отношения, любви к природе, формирование умения работать в коллективе.
Активизация словаря: Зима, зимние месяцы: декабрь, январь, февраль; приметы зимы: становится холодно, падает снег, деревья покрываются снегом; сугроб, снег, снеговик, снежинка.
Билингвальный компонент: зима-қыс, февраль-ақпан, конфеты-кәмпит.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин « Первый снег» А.Пластов, « Дети на санках» Н.Богданов-Бельский , «Зима. Ледокол» А.Мещерский, иллюстраций о зиме , чтение стихотворений , рассказов, сказок, разучивание песен , беседы о зиме , просмотр видео –фильма, проведение ежедневных наблюдений в живой и неживой природе ,прослушивание музыкальны произведений о зиме ,отгадывание загадок.
Методы и приемы :художественное слово, беседы, дидактические игры, творческая работа детей.
Ход занятия:
Ребята , давайте возьмемся за ручки и встанем в круг ,посмотрите друг на друга –улыбнитесь , посмотрите на наших гостей подарите им улыбку. Я смотрю , что у вас сегодня хорошее настроение, пусть у вас такое хорошее , веселое настроение будет в течении всего дня.
А сейчас внимательно послушайте меня.
Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз ,но вы сможете его получить , если пройдете все испытания .Задания будут сложными ,но интересными. Выполнив все задания , вы узнаете какой сюрприз я приготовила. Задания я спрятала под красивые снежинки . Надо подойти сорвать снежинку и поднести её мне , а я вам прочитаю задание.
Вы готовы? Тогда удачи!!!
1 задание.
Ребята, назовите времена года? (зима, весна, лето, осень)
Какое время года сейчас в природе ? (зима-қыс)
Какими словами можно описать зиму? ( белая, снежная, пушистая, мягкая, длинная, красивая, морозная, лютая, вьюжная, щедрая, бесконечная)
Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
Какой сейчас месяц? (февраль)
Как на казахском языке будет февраль? (ақпан)
Молодцы!!!
-Как много вы знаете о весне!
2 задание. Д\и : «Закончи предложение»
Ребята , а зиму с осенью не перепутаете?
Осень ушла, а зима - …- пришла.
Осенью теплее , а зимой - …- холоднее.
Зимой надевают шубы, а осенью - … - куртки.
Осенью бывает листопад,а зимой -…снегопад.
Осенью бывает дождь, а зимой -…снег.
- Всё правильно ответили, молодцы.
3 задание.(чтение стихотворения о зиме)
Ребята, а это задание для меня , я вам прочитаю стихотворение о зиме , а вы внимательно послушайте.
Федор Тютчев.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
-Ребята ,о чем это стихотворение?
-А какое настроение у вас появилось при прочтение этого стихотворения?
-Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуйте снежинки с руки. Повторить три раза.
4 задание .
Физминутка: «Во дворе»
Раз, два, раз, два – (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд,
поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в феврале.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.
5 задание.
Д/и: «Согласен- не согласен».(составление противоположных мнений).
- Я вам буду говорить утверждения, а вы соглашаться с ними или нет.
- Я утверждаю, что зимой медведь бродит по лесу.- Нет, мы не согласны, медведь спит в своей берлоге.
-Я утверждаю, что зимой идет снег.-Да ,мы согласны, что зимой идет снег.
- Я утверждаю, что зимой бегут ручейки по земле.- Нет, мы не согласны, ручейки бегут по земле весной.
-Я утверждаю, что зимой играют в снежки. –Да, мы согласны, что зимой играют в снежки.
- Я утверждаю, что зимой на улице очень тепло.- Нет, мы не согласны, зимой на улице очень холодно.
6 задание.
Д\игра. «Хорошо , плохо»
Цель: учить детей думать, рассуждать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
Ход игры:
- Ребята, то что снег идет – это хорошо или плохо?
- Почему плохо, что зимой идет снег? (холодно; можно замерзнуть, простудиться, если тепло не одеться, если мало двигаться; плохо птицам, для них нет корма; трудно с кормом приходится всем диким животным в лесах.
- Почему хорошо? (можно лепить разные фигуры из снега; кататься на санках, лыжах, коньках; играть в снежки и т.д.)
-Молодцы, ребята!
7 задание.
Составить коллаж на тему: «Зима».
Коллаж –это изображение на бумаге ,не только рисованное (кистью, пером, мелом, палочкой, но и созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно- белых материалов. Ребята, так как мы сегодня все занятие с вами говорили о зиме ,поэтому и коллаж мы будем составлять о зиме .Посмотрите пожалуйста , на столе лежат картинки не только с изображением зимы ,но также здесь изображена осень ,весна, лето. Вам надо будет выбрать только картинки о зиме и наклеить их на лист .Молодцы, ребята, какой у нас красивый получился коллаж. Ребята, а теперь посмотрите на коллаж , и каждый составьте пожалуйста по одному предложению о зиме (дети составляют коллаж).
Подведение итога:
-Ребята, со всеми заданиями вы справились.
Чтобы получить сюрприз , вы должны отгадать загадку.
«Ах, вы сладкие вкусняшки ,что вы прячетесь в бумажки? Не получится, найдут ! Вас они и выдают» ( конфеты)
-А как на казахском языке будут конфеты? (кәмпит).
Вам понравился сюрприз? А занятие сегодня вам понравилось? Кому занятие понравилось выберите снежинку ,а кому не понравилось выберите снежок.
-Ребята , а мне вы сегодня очень понравились , все работали, старались и были очень активны.
На этом занятие окончено.