«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Макинск қаласының «Айгөлек» бөбекжайы» мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие «Ясли-сад «Айголек» города Макинск при отделе образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики важная и неотъемлемая часть развития речи детей дошкольного возраста.»

17.07.2017

    На

сегодняшний день в нашей стране созданы Концепция предшкольной подготовки и

соответствующие программы, где определенны основные задачи подготовки ребёнка к

школе. Одним из показателей такой готовности является достаточно хорошее

развитие мелких мышц руки, поскольку уровень развития мелкой моторики – это ещё

и показатель уровня физического и психического развития. Психологи, педагоги,

физиологи, медики, в частности, постоянно подчёркивают: степень

сформированности мелкой моторики во многом определяет успех освоения ребёнком

изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых

умений, овладения родным языком.

   Наверное,

мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не

слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с

речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением

подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о

координации "рука-глаз", так как развитие мелких движений рук происходит

под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук

ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с

моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику

пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на

самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка

влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные

способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического

и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений,

или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты

на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития

центральной нервной системы и головного мозга.

  Мелкая

моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками

посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным

образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки

перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать

ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и

сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений

обеих рук.

  Поскольку в

настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо

развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой

моторики рук актуальной.

  Проблема

развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И. М. Сеченова,

И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева, и других показали

исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в

развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой

деятельности является двигательная. И. М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям

примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя,

можно понюхать не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения.

Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие

ощущения и помогают связать их в единое. Исследования ученых доказали, что

каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших

полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению

артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция

«схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от

тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и

развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт

и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и

даже выше.

  Таким образом,

развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и

взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и

более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их

представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного

мозга. Необходимо обратить внимание, что этот факт должен использоваться в

работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно

там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно

стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

  Не случайно в

языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые

руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло» и т.д.

  Во всем этом отражается психология,

внутренний мир человека. В своей книге В.А. Сухомлинский писал: «Источники

способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

  Одним из показателей и условий хорошего

физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие

его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой

моторики.

  Многие авторы в своих научных трудах

утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для

общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.

  О.С. Бот придерживалась мнения, что

тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором,

стимулирующим речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова считала, что

«морфологическое и функциональное формирование речевых областей

совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она

рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений

пальцев рук. В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи

ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев

отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал

стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

  Таким образом, из всего вышесказанного можно

сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную

недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как

они тесно связаны с речевой функцией.

   Согласно статистическим данным, за последние

5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой

тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас

ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле- и аудио-

коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в

частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.

  Актуальности решения вопросов развития

детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без

напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что

формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук

достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной

координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и

другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего

возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания,

разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

  Доказано, что

от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи.

Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое

развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную

моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности

движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного

мозга, активизируют мыслительную деятельность . Так как основным видом деятельности дошкольников является игра,

задания носят игровой характер.

  Основные принципы работы по развитию мелкой

моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий

характер обучения, систематичность и последовательность, наглядность и учет

возрастных и индивидуальных особенностей.

  Умение

выполнять мелкие движения с предметами развивается к 6-7 годам, когда

заканчивается развитие мелких мышц кисти.

  К сожалению, о

проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей

узнают только перед школой. Предпринимаются форсированные попытки наверстать упущенные

в дошкольном детстве возможности развития моторных действий.

  Поскольку

развитие ручной умелости предполагает определенную зрелось мозговых структур,

заставлять ребенка заниматься через силу неэффективно. Начинать надо с

физических упражнений, которые доставляют удовольствие. Поэтому,  в системе традиционных средств развития мелкой

моторики шире должны использоваться имитационно-игровые упражнения придающие

смысл двигательной деятельности. Они доступны и интересны ребенку. Игровая

форма помогает ему установить связь между мотивами и задачей, развивает

инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения

движений.

Формы работы могут быть различными

1.       Физминутки, которые активизируют работу

мелких мышц руки. Область их применения не ограничивается занятием по

подготовки руки к письму. Такие упражнения с успехом используются и на

занятиях:

a.       По развитию речи (параллельно решаются

артикуляционные задачи, расширяется активный словарь);

b.       По ознакомлению с окружающим миром (признаки

некоторых животных, характеристики природных явлений);

c.       По математике (счет, ориентирование в

пространстве);

d.       Художественной литературе (выражение

определенных чувств и настроений героев);

e.       Изобразительной деятельности (создание

образа).

Некоторые из упражнений

можно использовать при организации утреннего круга, с которого начинается новый

день в детском саду.

2.       Специальные коррекционные игры и

упражнения для выработки координированных движений обеих рук, кистевой и

пальцевой координации.

3.       Графические диктанты (чаще всего

применяются на занятиях по математике)

4.       Игровые упражнения, сочетающие движение

пальцев рук и дифференциацию звуков, создание образа героя стихотворения или

сказки, выражение чувств, настроений.

5.       Работа с трафаретом, упражнения на

копирование.

6.       Работа с различными инструментами и

материалами на занятиях по изобразительному искусству ( рисование, лепка,

аппликация, конструирование и ручной труд)

7.       Упражнения на написание узоров.

Средства обучения:

Наглядные,

словесные и практические методы.

Форма обучения:

специально

организованная деятельность; игровые упражнения;

Работа

с родителями.

Индивидуальные

и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки –

передвижки..

Формы и методы работы:

Дидактические

игры и игровые упражнения.

Занимательные

задания и игры-соревнования.

-наглядный

метод обучения и метод практических действий.

Условия реализации:

1.Систематическое

проведение занятий

2.Обеспечение

индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание

условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество

педагога с семьей.

Дидактический материал

1.Мелкие

предметы: счетные палочки ,природный материал, фасоль, желуди

2.Картотека

пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по

клеточкам.

3.Трафареты  букв, цветов, животных

4.Тетради

в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.

5.Тематические

иллюстрации.

6.Пластилин,

карандаши.

7.Набор

игрушек, картинок

8.Карточки

с цифрами

9.Магнитная

азбука

10.Геометрические

фигуры разного цвета

11.Куклы,

мяч.

 

В ходе реализации

данного направления работы можно использовать:

-         Книжки- раскраски(лучше использовать

цветные карандаши);

-         Копирование картинок на прозрачную

бумагу;

-         Рисование и копирование узоров и

орнаментов;

-         Занятия с пластилином и глиной;

-         Выполнение аппликаций отщипыванием;

-         Нанизывание бус, застегивание и

расстегивание пуговиц, кнопок;

-         Выкладывание различных фигур из счётных

палочек или спичек;

-         Игры с карандашами, крупой, бусами,

орехами;

-         Выкладывание букв из различных

материалов;

-         Самомассаж рук.

  Развитие мелкой моторики важно еще и потому

что, вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных

координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, что бы одеваться,

рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных

действий.

 

Просмотров: 341


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст